В Миллерово могут снести здание, имеющее прямое отношение к «Дулагу-125» Известный в городе, так называемый «барский дом», расположенный по адресу г. Миллерово, ул. квартал ДСХТ № 6, не просто один из немногих оставшихся памятников истории нашего края. В годы Великой Отечественной войны, в период оккупации, здесь размещалась администрация концлагеря, а в подвалах держали заключенных.

Так что фактически данное здание является неотъемлемой частью мемориального комплекса «Дулаг-125».

«Администрация «Дулага-125» размещалась в одном из зданий сельскохозяйственного техникума» - Прим. автора: «Бывший частный дом местного помещика, построенный в 1875 г., в народе получил название «Дом полячки». В 1925 году дом был передан советской властью сельскохозяйственному техникуму. В период немецкой оккупации в подвалах «Дома полячки» размещалась тюрьма для советский военнопленных».



«В подвалах дома под названием «Полячка» были камеры, где содержались «провинившиеся» узники. В составе лагерной администрации были представители абвера, которые осуществляли оперативно-розыскные мероприятия по выявлению среди заключенных политработников, евреев, а также тех, кто готовил побег.»



Это выдержки из исторических произведений братьев Беницких - Андрея Сергеевича, Константина Сергеевича и Александра Сергеевича, которые подробно рассказывают не только о ВОВ, но и о других значимых событиях, происходящих на территории Миллерово и района, начиная с дореволюционного периода. И хотя Беницкими нашей истории посвящено пять книг, в центральной городской библиотеке в наличии всего лишь две, да и то в единичном экземпляре - подарены авторами. Это: «Миллеровский «котел» и «Дулаг-125» («Миллеровская яма») - на фото.




Еще три: «Миллеровский район в годы Великой Отечественной войны», «Миллерово», «История Миллеровского района» - была выпущена к 55-летию образования Миллеровского района - миллеровцам недоступны вообще.

Остается добавить, что и званием «Город воинской доблести» мы обязаны именно этой семье, так что отсутствие их произведений в полном объеме и достаточном количестве на полках местных библиотек, как минимум, удивляет. Зато, возможно, объясняет причину, по которой дом с такой богатой историей, готов уйти под снос - не те книжки ответственные чиновники читали.

После признания дома аварийным всех жильцов расселили, кроме одинокого пенсионера, который на протяжении нескольких лет упорно отказывается съезжать. Однако уже есть Решение суда о его принудительном выселении, а Миллеровской межрайонной прокуратурой подано исковое заявление в суд об обязании администрации Миллеровского городского поселения снести «аварийное здание». Хотя дом и имеет весьма запущенный вид, считать его «аварийным», пожалуй, преждевременно, а учитывая его историю - непростительно.

Судебное слушание по исковому требованию о сносе назначено на 5 августа. Будем надеяться, что новой команде администрации Миллеровского городского поселения все же удастся отстоять данный объект и со временем здесь появится музей.

Многие жители хорошо помнят, что территория бывшей усадьбы еще совсем недавно была излюбленным местом отдыха горожан. Почему бы не восстановить и ее? О том, как здесь было красиво подробно описала Наталья Орленко в своих воспоминаниях:

"Дорогая, невозвратная пора юности! Сколько написано о тебе, сколько говорено. Кто из тех, от кого ты ушла навечно, не возвращался к тебе мысленно, с доброй улыбкой, со щемящей грустью?! Я тоже иногда возвращаюсь к тем дням, когда босой бегала с ватагой таких же босоногих мальчишек по пропыленным и порыжевшим от солнца степным дорогам к маленькой куцей речушке с замысловатым названием Полячка. Кто-то объяснил нам, что так назвали потому, что когда-то она принадлежала какой-то помещице, польке по национальности. Имение этой помещицы стояло на горе, прямо над речкой, в небольшой роще, тогда казавшейся мне дремучим лесом. Мы любили тут купаться, нырять, часами гонялись друг за другом.

Меня всегда завораживали красивые старинные здания с богатой историей.  Наша семья жила в хрущевской пятиэтажке, но в нашем небольшом поселке был и некогда красивый, построенный еще до революции барский дом. Но как говорит мой отец «В СССР история начиналась после революции», то и мы не знали историю нашей малой родины и этого дома. Известно было только то, что когда-то этот дом принадлежал помещице, возможно, полячке по национальности, которая сбежала от советской власти во время Октябрьской революции.

Местные жители называли этот дом «панским», «барским» или «полячкиным». Был он очень необычным по архитектуре, как для нашего поселка, так и для города Миллерово. Второго я такого не помню. Дом был сложен из красного кирпича, сверху побеленный. Парадный вход располагался со стороны дороги, ведущей из города в хутор Кошкино (Банниково-Александровку). Несколько высоких ступенек вели на просторную веранду с большими двустворчатыми дверьми. С обратной стороны тоже был вход, но и ступеньки по скромнее и веранды не было. 

С левой стороны дома была более поздняя пристройка (я думаю, 30-х годов). Как говорили нам взрослые, в этой пристройке, когда то располагалось первая ученическая столовая Донецкого Сельхозтехникума, ну а в самом доме располагались первые учебные аудитории. 

Со временем, когда техникум расширился и были построены новые корпуса, барские комнаты были отданы под коммунальные квартиры. Внутренняя планировка дома была, конечно же, изменена, перегородками, новыми дверями и отдельными входами. Была я в детстве в этом доме, в гостях у своего одноклассника. Помню очень высокие потолки с лепниной, большие окна и маленькие отгороженные комнаты-клетушки. Удобств в доме, конечно, не было. Туалет был уличным.




Был еще в доме цокольный этаж, со временем, видимо, вросший в землю и превратившийся в подвал. Довелось мне в детстве и туда заглянуть. В этом подвале было, что-то типа склада строительных материалов от техникума. Вела в него маленькая низкая дверь и крутая лестница вниз. Но на удивление, потолки в этом подвале были очень высокими, а под ними располагались маленькие окошки.

Через дорогу от парадного входа была каменная лестница, красивая, спускавшаяся вниз, в лес. Я хорошо помню эту лестницу, детьми мы её очень любили, и если был выбор спускаться по ней или по дороге, расположенной чуть правее. То, конечно же, выбирали лестницу. Играли мы на ней круглый год. Летом располагались с куклами на больших прохладных ступенях, а зимой катались на санках, по колее вдоль этой лестницы, взбираясь обратно уже по ступенькам. В конце 80-х, при расширении проезжей части дороги, верхние ступени лестницы были засыпаны, и спускаться по ней стало очень не удобно, так её и забросили.



Сейчас на ступенях уже растут взрослые деревья.

Если спуститься вниз по лестнице, то попадали мы на живописную аллею, с несколькими рядами деревьев: туями, каштанами и липами. В детстве нас туда часто водили воспитатели детского сада «Василек», в т.н. поход. Ох, как же нам это нравилось, мы парами, держась за руки, спускались по этой каменной лестнице. Девочки представляли себя барышнями в красивых пышных платьях, с кружевными зонтиками и собачками на поводке, выгуливая их по этой аллее.

Если сразу после лестницы свернуть налево, то мы оказывались возле «Черного озера». Это было небольшое озерцо, но в детстве оно казалось нам огромным. Про него также ходили легенды и интересные истории, что раньше оно было совсем не заросшее камышом озеро, а настоящий бассейн, выложенный кафельной плиткой, которая тогда еще считалась предметом роскоши. И плавали в этом бассейне лебеди, радуя глаз барыни-полячки. Черное озеро так же было излюбленное место наших игр, особенной зимой, мы катались по его льду. Черным его, видимо, назвали не зря, много мы в детстве выдумывали про него страшных историй.

Но вернемся на аллею, если пройти до её конца и свернуть немного левее, то по лесной тропинке попадаешь к пешеходному мостику через речку Глубокую. Подход к мостику был часто заболочен, т.к. это пойменный берег. Сначала мостик был деревянным, потом его сменили на металлический, который естественно сейчас уже давно сдан на металлолом местными барыгами. Перейдя через этот мостик, оказываемся в еще более живописном месте – дубовой аллее. Вековые огромные деревья нас детей просто завораживали, находиться тут было страшно интересно, да и просто страшно, одним без взрослых. Хоть тут и были дачные участки, некоторые даже с домиками, но все равно завидев человека вдалеке, мы с криками убегали домой. Более смелые, в основном мальчишки, шли дальше, на «Красное озеро», там они уже ловили рыбу и купались. Озеро было хоть и больше Черного, по площади, но мелкое, и в начале 90-х какой-то предприниматель, выращивая картошку, в одно лето, выкачал всю воду для её полива. И мы детьми ходили смотреть на высохшее дно озера. К слову сказать, озеро еще не наполнялось несколько лет. По дороге к Красному озеру мы собирали самую вкусную землянику. Было её очень много, без особых усилий быстро можно собрать литровую баночку.

По обе стороны от липовой аллеи в советские времена были общественные огороды. Из за их странной формы (шириной в три грядки и длиной в несколько десятков метров), местные жители называли это место «полосками», «ниточками» или «веревочками». Окончание нашей «полоски» выходила как раз на берег Черного озера, на котором росли кусты тёрна. Позже у нас был огород по другую сторону аллеи, ближе к лесу, в котором мы собирали грибы и первые весенние цветы – ярко голубые пролески и желтые лютики. 

Грибы в основном были дождевики, иногда их размер был больше футбольного мяча – жарили огромную сковороду, а осенью собирали опят или называли их зимним грибом. Сейчас уже давно нет ни огородов, ни аллей, ни мостика. Аллеи заросли колючими кустарниками, мостик сдан на металлолом, а каменная лестница завалена мусором и быстро зарастает деревьями. Говорят, панский дом будет снесен, так как он аварийный, и капитально, наверное, никогда не ремонтировался. Дом и лестницу мне жалко больше всего. Дом уникален по своей архитектуре, для нашей местности. Обычно помещичьи дома, имеющиеся у нас в округе, гораздо скромнее.

Мы сейчас много создаем музеев, этнографических комплексов и т.п., но видимо, мечты о реставрации этого дома, останутся только мечтами. 

По аллеям сейчас никто не гуляет, в походы детей не водят, цветов и земляники нет уже много лет. Своему ребенку мне уже нечего показать". Орленко Наталья. Взято с «Краеведение». Дневник Орленко Натальи. Источник: http://forum.vgd.ru

Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к жителям нашего города, если у кого-то сохранились старые фото, сделанные внутри или возле дома, а также на территории усадьбы, пожалуйста, поделитесь копией. Ждем Вас в редакции газеты «Миллеровская ярмарка» по адресу: ул. Фрунзе, 17 или в администрации Миллеровского г/п - ул. Ленина, 1 каб. № 1.

Е. Чепурченко


Поделиться:


Комментарии:

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти или зарегистрироваться.