ДОМ «ПОЛЯЧКИ» На территории Донецкого сельскохозяйственного техникума находилась усадьба местного помещика. Она включала дом 1875 года, где проживала семья помещика, а также хозяйственные постройки.

Возле помещичьего дома был парк с тополевыми и липовыми аллеями, одна из которых вела к источнику «Голубая криница». На территории парка было озеро с вымощенным каменным дном в который поступала вода из криницы. Возле помещичьего дома была часовня, которая до наших дней не сохранилась.

После гражданской войны из сл. Кашары был переведен в город Миллерово Донецкий техникум зерновых культур. Административные и учебные помещения располагались в помещичьем доме, а материально-техническая часть техникума была размещена в хозяйских постройках. В романе М.А. Шолохова «Поднятая Целина» упоминается данный техникум.

 В начале XX века дом бывшего помещика называли Дом «Полячки», а помещичья усадьба получила в народе название «Полячки». Об этом отмечалось в газете «Думы бедняка» от 15 февраля 1923 г. в статье «Донецкий округ. Наша агробаза». По некоторым историческим сведениям до революции бывшее помещичье имение принадлежало Терентьевой Екатерине Ивановне. 

 Дом «Полячки» непосредственно примыкает к оврагу, где в период оккупации города Миллерово содержались советские военнопленные. Он находится возле моста через реку Глубокая, который ведет к мемориалу «Жертвам фашизма» узникам концлагеря Дулаг-125.

 В период оккупации Миллерово в доме «Полячки» размещались служебные помещения лагерной администрации немецкого пересылочного лагеря Дулаг-125. По свидетельству очевидцев, в подвалах дома «Полячки» немецкие каратели содержали не только «особо опасных» советских военнопленных из числа командного состава, но также и мирных граждан, принимавших участие в антифашистском сопротивлении в городе Миллерово, а также соседних районов Ростовской области. Среди них члены подпольных групп и партизанских отрядов, а также все тех, кто оказывал сопротивление оккупантам.


 Немцы и их союзники из числа итальянских и румынских военно-полицейских частей свозили их в концентрационный лагерь Дулаг-125. Допросы арестованных партийных руководителей осуществлялись в здании дома «Полячки». 

 Следует отметить, что в Миллерово была арестована подпольная группа, которая участвовала в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами в городе. Это была группа Любови Наронович. В начале 20-х чисел декабря 1942 г. немцы арестовали Л. Наронович. У нее в доме при обыске были обнаружены листовки, в которых сообщалось о начале наступления частей Красной Армии. Среди арестованных была сама Наронович, а также Николай Степанов, Леонид Грецов, Валентина Грецова, Михаил Гущенко, Сегрей Семенов, Иван Колесников, Петр Костиков, Швейкин, Руденко и другие советские патриоты. Подпольщики перед казнью допрашивались в доме «Полячки», а 23 декабря Л. Наронович вместе с другими миллеровскими подпольщиками были расстреляны.

 Со слов очевидцев расстрелы советских патриотов немецкие каратели осуществляли в камерах смертников дома «Полячки», а потом вывозили в соседний овраг, где в братской могиле их закапывали. 

Такая же учесть постигла многих советских патриотов, жителей Миллерово, а также соседних с городом районов Ростовской и Воронежской областей, а также Ворошиловградской области (УССР), которые прошли через пытки немецких карателей в подвалах дома «Полячки», а потом были расстреляны. 

 Так, в ноябре 1942 г. были расстреляны участники антифашистского подполья – жители с. Новострельцовка Меловского района Ворошиловградской области (УССР) Ковба Николай Григорьевич, Кузнецов Константин Петрович и Черкасов Иван Владимирович.

 16 января 1943 года были расстреляны члены богучарского партизанского отряда, которые были немцами переведены в декабре 1942 г. в Миллерово, среди которых были Ким Чечнев, Никифор Кривобородов, Михаил Курдюков и О. Дробный – участники отряда, действовавшего в районе села Лебединка (хутор Степановка) Богучарского района Воронежской области. По утверждению Е.П. Романова, каратели зверски пытали партизан, а перед расстрелом они пели «Интернационал».

 За участие в партизанском движении в районе Миллерово были расстреляны Вантеев, Назаренко, Никуленко, Стороженко, Тремба и многие другие.

 Массовые расстрелы мирных граждан, участвовавших в антифашистском сопротивлении накануне освобождения города, немцы осуществляли в самом овраге в районе дома «Полячки».

 В подвалах дома «Полячки» немецкие каратели содержали и допрашивали партийных работников и членов их семей, которые в период оккупации были арестованы в Миллерово, а также населенных пунктах Волошинского, Мальчевского, Криворожского, Кашарского, Чертковского, Киевского, Тарасовксого и других районах Ростовской области.


 В отчетном докладе секретаря горкома ВКП(б) Н.Э. Полуэктова о работе Миллеровского ГК ВКП(б), озвученном на 6-й городской партийной конференции, проходившей 23–25 декабря 1944 г. в Миллерово, сообщалось, что в период оккупации города немецко-фашистскими захватчиками партийные работники, оставшиеся на нелегальном положении в Миллерово, а также жители города вели активную борьбу с врагом. Отмечалось, что миллеровцами за период оккупации было уничтожено в окрестностях города до 400 вражеских солдат и офицеров. Кроме того, ими проводились акции саботажа и иные действия, направленные на противодействие оккупационному режиму.

 Активное участие в массовых расстрелах мирных граждан Миллерово и соседних с городом районов Ростовской области осуществляли немецкие карательные органы: зондеркоманды, жандармерия, тайная полиция (гестапо), местная вспомогательная полиция и др. 

Так, в период оккупации в Миллерово работали выездные команды тайной полевой полиции ГФП–721 (Geheimefeldpolizei 721), которая осуществляла функции тайной полиции (гестапо). В ее состав входило несколько ауссенкоманд (наружных команд) и отделений. Осенью 1942 года штаб ГФП–721 размещался в г. Ростове-на-Дону, а также в поселках Белая Калитва и Глубокий Ростовской области. В конце 1942 г. в Миллерово действовали наружные команды под руководством Рунцхаймера (секретаря полевой полиции, начальника наружной команды), Боллова (секретаря полевой полиции, начальника наружной команды), Лёбаха (начальника команды) и др. В одной из наружных команд служил известный коллаборационист А.И. Юхновский по прозвищу «Алекс лютый». Он принимал активное участие в карательных операциях, проводимых сотрудниками тайной полевой полиции ГФП–721 против мирных жителей, военнопленных, партизан и подпольщиков. В своих показаниях Юхновский указывал, что в конце 1942 года выездная команда фельдфебеля Лёбаха направлялась в Миллерово. И в этой команде он не только был переводчиком, но и принимал непосредственное участие в допросе задержанных полицией и комендатурой при облавах или по доносам старост. Фельдфебель Лёбаха, как сообщал Юхновский, проводил расстрелы, привлекая к этому добровольцев, казаков из вспомогательной полиции и немецких жандармов из комендатуры.

 На территории Миллерово в период оккупации активно действовала зондеркоманда 4-А (Sonderkommando 4-А), которая была придана 6-й армии вермахта, работала военная полиция – фельджандармерия (Feldgendarmerie).

 Немецкие спецслужбы осуществляли массовые казни гражданского населения в Миллерово. Аресту подвергались все партийные работники, члены комсомольской организации, а также их семьи, производилось гонение на еврейские семьи и цыган. В городе органы местной вспомогательной полиции принимали активное участие в выявлении немецкими и итальянскими спецслужбами подпольных групп, членов партизанских отрядов, а также всех тех, кто оказывал сопротивление «новому порядку».

 Документальным подтверждением массовых казней оккупационными властями населения в районе дома «Полячки» служит Акт вскрытия мест захоронения советских граждан, составленный 1 апреля 1943 года (Далее – акт от 1 апреля 1943 года). Согласно акту от 1 апреля 1943 года: «… Из числа расстрелянных из двух ям изъято и похоронено на братских могилах 137 трупов мужского и женского пола разных возрастов, примерно от 15–16 лет и до преклонного возраста и даже изъято 4 трупа детей в возрасте от 2 до 6 лет…». Родственниками погибших было опознано 15 трупов. Среди тел казненных были установлены: Н.А. Кравченко (рабочая хлебозавода), Л.Г. Наронович (подпольщица, медсестра истребительного отряда), В.П. Локтев (рабочий железной дороги), В.Е. Соболев (член ВЛКСМ), П.А. Ревенко И.М. Улейский (член ВКП(б), тракторист сл. Греково), Е.К. Краснолуцкий (член ВКП(б), председатель Треневского сельсовета), А.К. Белущенко (член ВКП(б), эвакуированный из г. Славянска Донецкой обл., проживал в сл. Греково), А.С. Шкондин (кандидат в члены ВКП(б), учитель сл. Греково), П.В. Величко (учащийся школы № 5) и др. Комиссией было установлено, что расстрелы советских граждан производились в нескольких местах города Миллерово: в каменном карьере (западнее Донецкого сельскохозяйственного техникума), в саду и виноградниках Донецкого сельскохозяйственного техникума и др.

 Облак А.Д., бывший заместитель начальника политотдела авиационной дивизии, участвовавший в одной из комиссий по расследованию зверств фашизма, оставил воспоминания об увиденном во время эксгумации трупов в Миллерово: «Мне пришлось принимать участие в раскопках двадцати оврагов, где были засыпаны, расстрелянные наши люди. Мне крепко врезался в память первый овраг – в районе города Миллерово. Там было закопано 84 человека. Большинство из расстрелянных были дети – в возрасте до четырнадцати лет. Остальные – женщины и старики. Нас, видавших смерть на фронте, охватило оцепенение, когда мы увидели в овраге мальчика лет девяти, лежащего на матраце. По словам очевидцев, он был болен. Рядом, прижав к груди малыша, лежала женщина…».

 Накануне освобождения Миллерово немецкие карательные службы расстреляли многих сопротивленцев, находившихся под следствием. Многие из казненных содержались в подвалах Дома «Полячки», где происходили их допросы, пытки и расстрелы. По воспоминаниям очевидцев: «сотни трупов были обнаружены в городе в подвалах. Зимой немцы уводили на расстрел за город в район дома «Полячки»».

Следует отметить, что следы расстрелов сохранились в подвалах дома «Полячки», а также надписи, которые сделали советские патриоты. Сохранилась надпись на стене здания: «Смерть фашистам».

 После освобождения Миллерово в период 1943–1944 гг. в здании располагался эвакогоспиталь № 3319. 

 В 1944 г. дом «Полячки» использовался под аудитории, а в последующем для столовой Донецкого сельскохозяйственного техникума.

 В настоящее время дом «Полячки» признан аварийным согласно заключению межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания от 15 декабря 2006 г. Постановлением от 01 февраля 2013 г. № 37 г. Миллерово «О сносе и расселения многоквартирных домов, расположенных на территории Миллеровского городского поселения» было принято решение администрацией Миллеровского городского поселения расселить жителей дома, а само здание подлежащим сносу.

 Следует отметить, что дом «Полячки» по мнению жителей города Миллерово – это место, являющееся живой памятью, связанной с историй и культурой города Миллерово. Это здание 1875 года, в котором проживали меценаты города Миллерово, знавшие основателей города – семью Миллера. 

 Этот дом пережил революцию, годы гражданской братоубийственной войны. В здании располагались первые учебные аудитории Донецкого сельскохозяйственного техникума, о котором оставил свои воспоминания Михаил Шолохов. Во многих исторических книгах в которых описываются события оккупации города Миллерово упоминается дом «Полячки». Среди них, книги и публикации братьев Беницких, А.Ф. Котова, Н.А. Смоляра и др.

 В годы Великой Отечественной войны Дом «Полячки» немцы использовали в качестве тюрьмы, где прожили последние дни советские патриоты: подпольщики, партизаны, участники антифашистского сопротивления и др.

 Дом «Полячки» следует рассматривать как часть мемориала «Жертвам фашизма» узникам концлагеря Дулаг-125. Здание сохранило на себе память для всего человечества тех трагических событий, которые связаны с массовыми расстрелами, пытками и нечеловеческим отношением к советским гражданам со стороны немецких оккупантов в годы Великой Отечественной войны!

 Дом «Полячки» достоин сохранения и отнесения его к культурно-историческому памятнику, который имеет значение не только для миллеровцев и жителей России, но также и для всего мирового сообщества!

 Принимая во внимание, что город Миллерово получил особый статус – города воинской доблести, администрации города Миллерово необходимо инициировать вопрос об изменении статуса здания – дом «Полячки».

 Дом «Полячки» следует отнести к мемориальному комплексу «Жертвам фашизма» узникам концлагеря Дулаг-125 и разместить в нем музей «Воинской славы и доблести», где отдельное помещение оборудовать под Диораму, где отразить события, связанные с содержанием советских военнопленных в пересылочном лагере Дулаг-125, получившем в народе название «Миллеровская яма» или «Яма смерти».

Секретарь Миллеровского краеведческого общества Ростовской области «Миллеровский краевед» Константин Беницкий

На фото:

Дом «Полячки» (Миллерово, начало XX века); решетка с подвала дома «Полячки», где располагалась тюрьма в период оккупации Миллерово; подвал дома «Полячки», где располагалась тюрьма в период оккупации Миллерово.



Поделиться:


Комментарии:

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти или зарегистрироваться.