О применении видеофиксации изъятия полицией наркотических средств и других запрещенных предметов Применение видеозаписи в деятельности полиции регламентируется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон № 144-ФЗ).

Согласно пункту 33 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право использовать в деятельности видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде.

По смыслу взаимосвязанных положений частей шестой и восьмой статьи 164, а также частей второй и пятой статьи 166 УПК при производстве следственных действий в период досудебного производства решение о применении видеозаписи относится к компетенции следователя (дознавателя), которые в силу пункта 3 части второй статьи 38, а также пункта 1 части третьей статьи 41 УПК уполномочены самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа (начальника органа дознания, прокурора).

Применение технических средств фиксации хода и результатов следственных действий закреплено в качестве альтернативы участию понятых и является обязательным исключительно в случае производства следственных действий в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей (часть третья статьи 170 УПК).

Участники уголовного судопроизводства в порядке, предусмотренном главой 15 УПК, вправе заявлять следователю (дознавателю) ходатайство о применении видеозаписи в ходе производства следственного действия (часть первая статьи 119 УПК). Порядок рассмотрения ходатайств и обжалования решений, принятых по результатам их рассмотрения, установлен главой 16 УПК.

В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона № 144-ФЗ органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, имеют право в рамках проведения гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий производить изъятие документов, предметов, материалов. В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий допускается использование видеозаписи (часть третья статьи 6 Федерального закона № 144-ФЗ).

По смыслу Федерального закона № 144-ФЗ применение технических средств осуществляется в рамках общего порядка проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий для фиксации их хода и результатов. Применение технических средств фиксации наблюдаемых событий само по себе не предопределяет необходимость вынесения о том специального судебного решения, которое признается обязательным условием для проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. В то же время это не освобождает органы и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, от обязанности обеспечивать при проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий соблюдение законов, защиту прав и свобод граждан, равно как не исключает и использование различных средств контроля, в том числе судебного, за законностью и обоснованностью проводимых мероприятий и использованием их результатов в уголовном судопроизводстве (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 268-О, от 16 ноября 2006 г. № 454-О, от 20 марта 2007 г. № 178-О-О).

В части, касающейся применения видеозаписи в ходе изъятия наркотических средств и других предметов по делам об административных правонарушениях, необходимо отметить, что в соответствии с частью третьей статьи 27.7 КоАП досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется уполномоченным на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Правовое регулирование, при котором использование средств технической фиксации процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий является не обязанностью, а правом должностного лица обусловлено объективными причинами, связанными, к примеру, с отсутствием технической возможности фиксации или концептуальным приоритетом удостоверения хода и результатов процессуальных действий понятыми.

Юрисконсульт правового направления Лиховского ЛО МВД России на транспорте капитан внутренней службы А.А. Муравьёв 


Метки: право

Поделиться:


Комментарии:

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти или зарегистрироваться.