О порядке обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования
Инвалидом,
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации признаётся
лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты.
Ограничение
жизнедеятельности, это полная или частичная утрата лицом способности или
возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,
ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и
заниматься трудовой деятельностью.
Приказом
Минтранса России от 06.11.2015 № 329 «Об утверждении Порядка обеспечения
условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов,
вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в
поездах дальнего следования» (далее – Приказ Минтранса РФ № 329) утверждён
Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов
пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых
услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования (далее – Порядок).
Порядок
определяет правила обеспечения условий доступности для пассажиров из числа
инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и
предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования.
Обеспечение
условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов
(специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для инвалидов,
в том числе передвигающихся в кресле-коляске) (далее - вагоны для перевозки
инвалидов), железнодорожных вокзалов (далее - вокзал), поездов дальнего
следования осуществляется перевозчиками, операторами железнодорожного
подвижного состава (далее - оператор), владельцами пассажирской инфраструктуры
железнодорожного вокзала (далее - владелец инфраструктуры), оказывающими
услуги, связанные с перевозками на железнодорожном транспорте пассажиров (далее
- услуги) на вокзалах и в поездах дальнего следования.
Перевозчики, операторы, владельцы инфраструктуры, в
пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение
работников, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов по вопросам
обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг с
учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений
жизнедеятельности следующим образом:
1) утверждают
перечень профессий работников пассажирского комплекса железнодорожного
транспорта, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов;
2) обеспечивают
при приеме на работу работников по профессиям, связанным с обслуживанием
пассажиров из числа инвалидов, проведение инструктажа по вопросам обеспечения
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг;
3) включают
вопросы обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них
услуг в программы дополнительного профессионального образования руководителей и
специалистов пассажирского комплекса, а также в программы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации работников, профессии которых связаны с
обслуживанием пассажиров из числа инвалидов при профессиональном обучении
рабочих и служащих;
4) включают в
ежегодные планы проведения технической учебы с работниками, профессии которых
связаны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, вопросы обеспечения
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг.
Перевозчики,
операторы, владельцы инфраструктуры определяют обязанности и последовательность
действий работников пассажирского комплекса железнодорожного транспорта,
связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, в отраслевых
стандартах, типовых технологических процессах, инструкциях, порядках,
регламентах, технологических процессах или иной нормативной документации,
содержащей положения по обслуживанию пассажиров.
Перевозчики,
владельцы инфраструктуры на вокзалах и в поездах дальнего следования
обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств,
создание пассажирам из числа инвалидов следующих условий доступности услуг в
соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными
нормативными правовыми актами:
1) сопровождение
пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и
самостоятельного передвижения по территории вокзала и в пассажирских вагонах
для перевозки инвалидов, сопровождение и помощь пассажирам из числа инвалидов
осуществляется по факту обращения пассажира указанной категории к представителю
владельца инфраструктуры или перевозчика на вокзале, в поезде дальнего
следования или при предоставлении заблаговременной информации (заявки), не
менее чем за 24 часа до предстоящей поездки;
2) помощь
пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории вокзала для
получения услуги, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с
помощью вспомогательных посадочных устройств), до места посадки в поезд и от
места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии
поезда;
в) возможность
ознакомления с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой
информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов
форме при обращении к представителю перевозчика или владельца инфраструктуры и
(или) по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее -
Интернет), по телефону;
3) оказание
помощи при прохождении в поездах и на вокзалах пограничного, таможенного,
санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного или иных
видов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4) допуск
собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное
обучение и выдаваемого по форме и в
установленном порядке, на вокзалы и к
проезду в пассажирских поездах;
5) возможность
пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске на вокзале и в
вагоне для перевозки инвалидов (за исключением устройств с электрическим
приводом);
6) возможность
для пассажира из числа инвалидов проинформировать о предстоящей поездке и
необходимой ему помощи;
7)
предоставление при необходимости вспомогательных средств, в том числе
кресел-колясок, при сопровождении пассажиров из числа инвалидов, имеющих
стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения;
8) прием
предоставленной по телефону (по специально организованному каналу связи)
пассажиром из числа инвалидов информации о предстоящей поездке в поездах
дальнего следования и о потребности в услугах, оказываемых указанной категории
пассажиров на вокзалах и в поездах дальнего следования.
Владельцы инфраструктуры обеспечивают:
1)
беспрепятственный вход на вокзалы и выход из них самостоятельно или с помощью
персонала и вспомогательных средств;
2) возможность
самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения
по территории вокзала, пассажирским платформам в целях доступа к месту
предоставления услуг;
3) возможность
прохода пассажиров из числа инвалидов, использующих для передвижения
кресло-коляску, через контрольно-пропускное устройство при наличии контроля на
входе в вокзал;
4) оборудование
вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости,
индукционными системами, видеотерминалами с возможностью связи с диспетчерской
службой для глухих;
5) встречу на
территории вокзала пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения
функций зрения и самостоятельного передвижения, при предоставлении ими
заблаговременной информации о предоставлении услуги не менее чем за 24 часа, а
также помощь:
При перемещении
предметов, находящихся при пассажире (вес и размеры которых не превышают норму
бесплатного провоза ручной клади, установленную Правилами перевозок
пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. №
473), по вокзалу и до места посадки в поезд;
при посадке в
автотранспортное средство пассажиров из числа инвалидов, не способных
передвигаться самостоятельно, при нахождении указанного транспортного средства
на территории вокзала;
6) оказание
помощи инвалидам, имеющим стойкие нарушения функций зрения, в передвижении при
выгуле собак-проводников (при наличии документа, подтверждающего специальное
обучение собаки-проводника);
7) допуск
переводчика жестового языка (сурдопереводчика) и тифлосурдопереводчика к местам
предоставления услуг;
8) информирование
пассажиров из числа инвалидов посредством звукового и визуального оповещения по
громкоговорящей связи (на вокзалах, оборудованных радиоузлом с дикторской или
автоматической информационно-справочной системой "Автодиктор") и
через информационные табло, стенды, информационные терминалы или по телефону и
через Интернет:
о вокзальных
помещениях, используемых при предоставлении услуг, в том числе местах,
оборудованных кнопкой оповещения (вызова) или иными обеспечивающими вызов
(оповещение) техническими средствами, о наличии выделенных для пассажиров из
числа инвалидов парковок;
о времени работы
железнодорожных билетных касс, камер хранения;
о местах встречи
пассажиров из числа инвалидов;
об услугах по
предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) при предоставлении услуг
пассажирам из числа инвалидов и другим маломобильным пассажирам для перемещения
по территории вокзала и о местах их расположения;
о порядке подачи
заявки и о номерах телефонов, по которым можно получить дополнительную
информацию;
9) информирование
пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения, с
использованием табличек, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля,
размещаемых перед входами в помещения, в которых предоставляются услуги
пассажирам, с указанием назначения помещения и времени предоставления услуг.
Перевозчики обеспечивают:
1) возможность
провозить, не сдавая в багаж (сверх установленной нормы бесплатного провоза
багажа) и без взимания платы трость, костыли, носилки и (или) кресло-коляску,
предназначенные для личного пользования;
2)
резервирование проездных документов для проезда на местах для инвалидов и
сопровождающих их лиц (с указанием номера места). Указанные места ограничены в
свободной продаже, резервирование проездных документов осуществляется по
обращению пассажира из числа инвалидов к перевозчику непосредственно в пункты
продажи или по телефону (по специально организованному каналу связи).
Приоритетные условия установлены для инвалидов, использующих для передвижения
кресла-коляски;
3) безопасные
условия для жизни или здоровья пассажира из числа инвалидов в период перевозки
пассажира, при этом перевозка пассажира включает в себя период, в течение
которого пассажир находится в поезде, период посадки пассажира в пассажирский
вагон и период высадки пассажира из пассажирского вагона.
Личный уход за
пассажиром из числа инвалидов (медицинские процедуры, помощь в принятии пищи и
лекарств, в выполнении санитарно-гигиенических процедур) обеспечивается
пассажиром самостоятельно либо при помощи сопровождающих лиц.
Перевозка
железнодорожным транспортом общего пользования пассажиров, являющихся
одновременно инвалидами по слуху и зрению, осуществляется только в
сопровождении пассажира, оказывающего помощь инвалиду.
Перевозчики,
владельцы инфраструктуры, операторы при подготовке технических заданий и при
заключении договоров принимают меры по обеспечению проектирования,
строительства и приемки с 1 июля 2016 года вновь вводимых в эксплуатацию,
прошедших реконструкцию, модернизацию зданий (помещений), в которых осуществляется
предоставление услуг, а также по обеспечению закупки пассажирских вагонов для
перевозки инвалидов с соблюдением условий их доступности для инвалидов,
установленных статьей 15 Федерального
закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" и пунктом 41 Перечня
национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов
правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается
соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о
безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, Санитарными правилами по организации
пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 марта 2003 г. № 12.
Кроме выше
указанных условий доступности услуг, владельцы инфраструктуры на вокзалах,
операторы и перевозчики в пассажирских вагонах для перевозки инвалидов, вновь
вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию (модернизацию) после 1 июля
2016 года обеспечивают:
1. Владельцы инфраструктуры на вокзалах:
а) обеспечивают
доступность коммуникаций горизонтальных (раздвижные двери, нормативная ширина
дверных проемов, проходов) и вертикальных (пассажирские лифты, подъемные
платформы, пандусы, нормативная ширина марша лестницы) для беспрепятственного
входа на вокзал, передвижения по зданию вокзала и выхода из него, а также для
самостоятельного передвижения по территории вокзала и пассажирским платформам в
целях доступа к месту предоставления услуг, в том числе пассажиров из числа
инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;
б) оборудуют
средствами передачи динамической зрительной информации, автоматической
информационно-справочной системой "Автодиктор" (для вокзалов, на
которых не предусмотрено оборудование радиоузла с дикторской), иными
автоматизированными информационными системами для дублирования необходимой для
пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации;
в) обеспечивают
возможность безопасного передвижения через железнодорожные пути по пешеходным
переходам, устраиваемым на одном уровне с верхом головки рельсов, подземным
пешеходным переходам и пешеходным мостам, в том числе для пассажиров из числа
инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
2. Операторы и перевозчики в пассажирских вагонах
для перевозки инвалидов:
а) возможность
беспрепятственной посадки на пассажирскую платформу (и высадки с пассажирской
платформы) самостоятельно или с сопровождающим инвалида лицом, в вагон (из
вагона) с использованием вспомогательных посадочных устройств - подъемных
устройств, откидных или выдвижных рамп;
б) возможность
размещения в пассажирском вагоне для перевозки инвалидов, в том числе на местах
для установки кресел-колясок с находящимися в них пассажирами из числа
инвалидов (в вагонах, в которых предусматриваются пассажирские места для
сидения) на индивидуальных посадочных местах (или спальных местах);
в)
беспрепятственный доступ к местам своего размещения в пассажирском вагоне для
перевозки инвалидов;
г)
беспрепятственный доступ от места своего размещения в вагоне для перевозки
инвалидов к универсальному санузлу, предназначенному для пользования, в том
числе и пассажирами из числа инвалидов, и возможность воспользоваться им;
д) размещение в
непосредственной близости от мест пассажиров из числа инвалидов переговорных
устройств "пассажир-машинист" ("пассажир-проводник") или
кнопки вызова персонала;
е) дублирование
голосовой и зрительной информации, в том числе о маршруте движения, остановках
в пути следования.
В случаях, если
существующие вокзалы невозможно полностью приспособить с учетом потребностей
пассажиров из числа инвалидов, владельцы инфраструктуры до их реконструкции
принимают меры, согласованные с общественными объединениями инвалидов,
осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального
района, городского округа, мероприятия по доступности для которого не могут
быть выполнены в надлежащем объеме, для обеспечения доступа пассажиров из числа
инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно, обеспечить
предоставление необходимых услуг по месту жительства или в дистанционном
режиме.
Владельцы
инфраструктуры, операторы обеспечивают включение в договоры аренды помещений
(площадей) на вокзалах, вагонов для перевозки инвалидов условий об исполнении
арендатором требований по обеспечению доступности для пассажиров из числа
инвалидов услуг, предоставляемых арендатором.
Перевозчики,
операторы, владельцы инфраструктуры в целях определения мер по поэтапному
повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских
вагонов для перевозки инвалидов, вокзалов, поездов дальнего следования и
предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования проводят
обследование данных объектов и предоставляемых на них услуг. По результатам
указанного обследования составляется паспорт доступности для пассажиров из
числа инвалидов объекта и предоставляемых на них услуг (далее - паспорт).
Паспорт
доступности пассажирского вагона для перевозки инвалидов, вокзала, поезда
дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего
следования утверждается оператором, владельцем инфраструктуры, перевозчиком.
Юрисконсульт правового направления Лиховского
ЛО МВД России на транспорте капитан внутренней службы А.А. Муравьёв
Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти или зарегистрироваться.