О порядке обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на федеральные органы государственной власти возложена обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.

Инвалидом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации признаётся лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности, это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Приказом Минтранса России от 06.11.2015 № 329 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» (далее – Приказ Минтранса РФ № 329) утверждён Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования (далее – Порядок).

Порядок определяет правила обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования.

Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов (специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для инвалидов, в том числе передвигающихся в кресле-коляске) (далее - вагоны для перевозки инвалидов), железнодорожных вокзалов (далее - вокзал), поездов дальнего следования осуществляется перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава (далее - оператор), владельцами пассажирской инфраструктуры железнодорожного вокзала (далее - владелец инфраструктуры), оказывающими услуги, связанные с перевозками на железнодорожном транспорте пассажиров (далее - услуги) на вокзалах и в поездах дальнего следования.

Перевозчики, операторы, владельцы инфраструктуры, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение работников, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности следующим образом:

1) утверждают перечень профессий работников пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов;

2) обеспечивают при приеме на работу работников по профессиям, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, проведение инструктажа по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг;

3) включают вопросы обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в программы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов пассажирского комплекса, а также в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, профессии которых связаны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов при профессиональном обучении рабочих и служащих;

4) включают в ежегодные планы проведения технической учебы с работниками, профессии которых связаны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, вопросы обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг.

Перевозчики, операторы, владельцы инфраструктуры определяют обязанности и последовательность действий работников пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, в отраслевых стандартах, типовых технологических процессах, инструкциях, порядках, регламентах, технологических процессах или иной нормативной документации, содержащей положения по обслуживанию пассажиров.

Перевозчики, владельцы инфраструктуры на вокзалах и в поездах дальнего следования обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

1) сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения по территории вокзала и в пассажирских вагонах для перевозки инвалидов, сопровождение и помощь пассажирам из числа инвалидов осуществляется по факту обращения пассажира указанной категории к представителю владельца инфраструктуры или перевозчика на вокзале, в поезде дальнего следования или при предоставлении заблаговременной информации (заявки), не менее чем за 24 часа до предстоящей поездки;

2) помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории вокзала для получения услуги, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств), до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда;

в) возможность ознакомления с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме при обращении к представителю перевозчика или владельца инфраструктуры и (или) по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет), по телефону;

3) оказание помощи при прохождении в поездах и на вокзалах пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного или иных видов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4) допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в установленном порядке, на вокзалы и к проезду в пассажирских поездах;

5) возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске на вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов (за исключением устройств с электрическим приводом);

6) возможность для пассажира из числа инвалидов проинформировать о предстоящей поездке и необходимой ему помощи;

7) предоставление при необходимости вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок, при сопровождении пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения;

8) прием предоставленной по телефону (по специально организованному каналу связи) пассажиром из числа инвалидов информации о предстоящей поездке в поездах дальнего следования и о потребности в услугах, оказываемых указанной категории пассажиров на вокзалах и в поездах дальнего следования.

Владельцы инфраструктуры обеспечивают:

1) беспрепятственный вход на вокзалы и выход из них самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств;

2) возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории вокзала, пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг;

3) возможность прохода пассажиров из числа инвалидов, использующих для передвижения кресло-коляску, через контрольно-пропускное устройство при наличии контроля на входе в вокзал;

4) оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, индукционными системами, видеотерминалами с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих;

5) встречу на территории вокзала пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения, при предоставлении ими заблаговременной информации о предоставлении услуги не менее чем за 24 часа, а также помощь:

При перемещении предметов, находящихся при пассажире (вес и размеры которых не превышают норму бесплатного провоза ручной клади, установленную Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 473), по вокзалу и до места посадки в поезд;

при посадке в автотранспортное средство пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно, при нахождении указанного транспортного средства на территории вокзала;

6) оказание помощи инвалидам, имеющим стойкие нарушения функций зрения, в передвижении при выгуле собак-проводников (при наличии документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника);

7) допуск переводчика жестового языка (сурдопереводчика) и тифлосурдопереводчика к местам предоставления услуг;

8) информирование пассажиров из числа инвалидов посредством звукового и визуального оповещения по громкоговорящей связи (на вокзалах, оборудованных радиоузлом с дикторской или автоматической информационно-справочной системой "Автодиктор") и через информационные табло, стенды, информационные терминалы или по телефону и через Интернет:

о вокзальных помещениях, используемых при предоставлении услуг, в том числе местах, оборудованных кнопкой оповещения (вызова) или иными обеспечивающими вызов (оповещение) техническими средствами, о наличии выделенных для пассажиров из числа инвалидов парковок;

о времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения;

о местах встречи пассажиров из числа инвалидов;

об услугах по предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) при предоставлении услуг пассажирам из числа инвалидов и другим маломобильным пассажирам для перемещения по территории вокзала и о местах их расположения;

о порядке подачи заявки и о номерах телефонов, по которым можно получить дополнительную информацию;

9) информирование пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения, с использованием табличек, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, размещаемых перед входами в помещения, в которых предоставляются услуги пассажирам, с указанием назначения помещения и времени предоставления услуг.

Перевозчики обеспечивают:

1) возможность провозить, не сдавая в багаж (сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа) и без взимания платы трость, костыли, носилки и (или) кресло-коляску, предназначенные для личного пользования;

2) резервирование проездных документов для проезда на местах для инвалидов и сопровождающих их лиц (с указанием номера места). Указанные места ограничены в свободной продаже, резервирование проездных документов осуществляется по обращению пассажира из числа инвалидов к перевозчику непосредственно в пункты продажи или по телефону (по специально организованному каналу связи). Приоритетные условия установлены для инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски;

3) безопасные условия для жизни или здоровья пассажира из числа инвалидов в период перевозки пассажира, при этом перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится в поезде, период посадки пассажира в пассажирский вагон и период высадки пассажира из пассажирского вагона.

Личный уход за пассажиром из числа инвалидов (медицинские процедуры, помощь в принятии пищи и лекарств, в выполнении санитарно-гигиенических процедур) обеспечивается пассажиром самостоятельно либо при помощи сопровождающих лиц.

Перевозка железнодорожным транспортом общего пользования пассажиров, являющихся одновременно инвалидами по слуху и зрению, осуществляется только в сопровождении пассажира, оказывающего помощь инвалиду.

Перевозчики, владельцы инфраструктуры, операторы при подготовке технических заданий и при заключении договоров принимают меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки с 1 июля 2016 года вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших реконструкцию, модернизацию зданий (помещений), в которых осуществляется предоставление услуг, а также по обеспечению закупки пассажирских вагонов для перевозки инвалидов с соблюдением условий их доступности для инвалидов, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пунктом 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 г. № 12.

Кроме выше указанных условий доступности услуг, владельцы инфраструктуры на вокзалах, операторы и перевозчики в пассажирских вагонах для перевозки инвалидов, вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию (модернизацию) после 1 июля 2016 года обеспечивают:

1. Владельцы инфраструктуры на вокзалах:

а) обеспечивают доступность коммуникаций горизонтальных (раздвижные двери, нормативная ширина дверных проемов, проходов) и вертикальных (пассажирские лифты, подъемные платформы, пандусы, нормативная ширина марша лестницы) для беспрепятственного входа на вокзал, передвижения по зданию вокзала и выхода из него, а также для самостоятельного передвижения по территории вокзала и пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг, в том числе пассажиров из числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;

б) оборудуют средствами передачи динамической зрительной информации, автоматической информационно-справочной системой "Автодиктор" (для вокзалов, на которых не предусмотрено оборудование радиоузла с дикторской), иными автоматизированными информационными системами для дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации;

в) обеспечивают возможность безопасного передвижения через железнодорожные пути по пешеходным переходам, устраиваемым на одном уровне с верхом головки рельсов, подземным пешеходным переходам и пешеходным мостам, в том числе для пассажиров из числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.

2. Операторы и перевозчики в пассажирских вагонах для перевозки инвалидов:

а) возможность беспрепятственной посадки на пассажирскую платформу (и высадки с пассажирской платформы) самостоятельно или с сопровождающим инвалида лицом, в вагон (из вагона) с использованием вспомогательных посадочных устройств - подъемных устройств, откидных или выдвижных рамп;

б) возможность размещения в пассажирском вагоне для перевозки инвалидов, в том числе на местах для установки кресел-колясок с находящимися в них пассажирами из числа инвалидов (в вагонах, в которых предусматриваются пассажирские места для сидения) на индивидуальных посадочных местах (или спальных местах);

в) беспрепятственный доступ к местам своего размещения в пассажирском вагоне для перевозки инвалидов;

г) беспрепятственный доступ от места своего размещения в вагоне для перевозки инвалидов к универсальному санузлу, предназначенному для пользования, в том числе и пассажирами из числа инвалидов, и возможность воспользоваться им;

д) размещение в непосредственной близости от мест пассажиров из числа инвалидов переговорных устройств "пассажир-машинист" ("пассажир-проводник") или кнопки вызова персонала;

е) дублирование голосовой и зрительной информации, в том числе о маршруте движения, остановках в пути следования.

В случаях, если существующие вокзалы невозможно полностью приспособить с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов, владельцы инфраструктуры до их реконструкции принимают меры, согласованные с общественными объединениями инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, мероприятия по доступности для которого не могут быть выполнены в надлежащем объеме, для обеспечения доступа пассажиров из числа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства или в дистанционном режиме.

Владельцы инфраструктуры, операторы обеспечивают включение в договоры аренды помещений (площадей) на вокзалах, вагонов для перевозки инвалидов условий об исполнении арендатором требований по обеспечению доступности для пассажиров из числа инвалидов услуг, предоставляемых арендатором.

Перевозчики, операторы, владельцы инфраструктуры в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов для перевозки инвалидов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования проводят обследование данных объектов и предоставляемых на них услуг. По результатам указанного обследования составляется паспорт доступности для пассажиров из числа инвалидов объекта и предоставляемых на них услуг (далее - паспорт).

Паспорт доступности пассажирского вагона для перевозки инвалидов, вокзала, поезда дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования утверждается оператором, владельцем инфраструктуры, перевозчиком.

Юрисконсульт правового направления Лиховского ЛО МВД России на транспорте капитан внутренней службы  А.А. Муравьёв

Метки: право

Поделиться:


Комментарии:

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти или зарегистрироваться.